Управление образования администрации МР "Удорский"

Главная » Образование » Общее образование » Функциональная грамотность


Функциональная грамотность

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 уч.г.

Банки заданий

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся на уровне основного общего образования по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление (ФГБНОУ "Институт стратегии развития образования российской Академии образования" представлен)

Открытые задания PISA (Федеральный институт оценки качества образования)

Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности (ФГБНОУ "Федеральный  институт педагогических измерений")

Электронный банк заданий на портале "Российская электронная школа"

Банк заданий по функциональной грамотности издательства "Просвещение"

Банк заданий по функциональной грамотности Московского Центра оценки качества образования


Методическое материалы

Методическое материалы


Документы

Федеральные документы

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 г. № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в образовательной организации"

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 г. № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по  повышению функциональной грамотности"

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 г. № ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

Региональные документы

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 17.09.2021 г. № 605 "Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Коми, на 2021-2022 учебный год"

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 01.12.2021 г. № 749 "О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 17.09.2021 г. №605 "Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Коми, на 2021-2022 учебный год"

Муниципальные документы

Приказ Управления образования администрации МР «Удорский» от «01» ноября 2022 года № 01-06/800 "Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Удорского района, на 2022-2023 учебный год"

Приложение. Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Удорского района на 2022-2023 учебный год

Приказ Управления образования администрации МР «Удорский» от 24 сентября 2021 года №01-06/649 «Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Удорского района, на 2021-2022 учебный год»

Приказ Управления образования администрации МР «Удорский» от 06 декабря 2021 года №01-06/850 «О внесении изменений в приказ Управления образования администрации МР «Удорский» от 24 сентября 2021 года №01-06/649 «Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Удорского района, на 2021-2022 учебный год»


Информация для родителей

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с

Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):
- в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
- инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
- участники исследования выполняют задания на компьютере;
- все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
- исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.